Информационно-библиотечный центр

МБОУ "Лицей имени А.С.Пушкина"

Обзоры литературы

 

Если вы хотите придумать отличные идеи, знайте:

лучшие из них вы можете позаимствовать.

Томас Эдисон

Обзор литературы "75 книг о войне"

 Возникнув в 20-е годы прошлого века, как устная форма информирования под названием «вечера живой библиографии», библиографический обзор до настоящего времени остаётся одной из наиболее распространённых и эффективных форм информационно-библиографического обслуживания в библиотеках всех типов.

«Библиографический обзор – это библиографическое пособие, в письменной или устной форме, представляющее собой связное повествование» (ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения»).

Данная форма отличается оперативностью, доходчивостью, эмоциональностью, читатели имеют возможность визуально ознакомиться с изданиями.

В задачи обзоров входит информация о новой литературе и рекомендация лучших книг. Существует несколько видов библиографических обзоров. Виды выделяются по разным признакам классификации:

1. По общественному назначению:

-  информационный обзор, основная задача которого, – дать общие представления о документах, имеющихся в библиотеке, например, о новых поступлениях. Особенность информационного обзора состоит в том, что речь идёт о тематике документов без оценок содержания;

-  рекомендательный обзор включает немного документов (10-15), но в нём, кроме краткой характеристики содержания, должна быть оценка и рекомендация документов.

2. По содержанию обзоры бывают:

-  универсальные, в которых представлены документы из разных областей знания, например, обзор новых поступлений в библиотеку;

-  тематические, где представлены документы по одной теме, проблеме;

-  персональные, рассказ о выдающейся личности, построенный на основании имеющихся документов о нём и/или его произведений.

3. По видам документов:

-  обзор периодических изданий (нескольких или одного);

-  обзор непериодических изданий;

-  обзор методических и библиографических пособий. Проводится в специальной аудитории (перед библиотекарями, учителями и т.д.);

-  смешанный, где представлены разные по материальной конструкции документы (книги, журналы, газеты, CD-ROM).

4. По форме передачи:

-  устный: непосредственно в аудитории, запись на магнитофоне, видеозапись (устные обзоры могут являться частью массового мероприятия или проводиться самостоятельно);

-  письменный (печатный): библиотечный плакат, напечатанный на страницах периодического издания, размещенный на сайте ИБЦ (библиотеки); дайджест (фрагменты текстов документов (цитаты, выдержки, статьи, рефераты), подобранные по определённой теме и сгруппированные таким образом, чтобы облегчить восприятие материала);

-  наглядные;

-  смешанного характера.

Рассказывать о книгах, не ограничивая себя, как свободное сочинение, довольно легко: когда нет заданных рамок и можно озвучивать исключительно собственные мысли, у вас больше простора для творчества. Но есть у этой медали и обратная сторона – такой рассказ может оказаться довольно сумбурным. Чтобы этого не произошло, и рассказ был действительно связным,  необходимо воспользоваться планом, который состоит из трёх частей: вступительной, основной и заключительной.

Во вступлении обосновывается тема, отмечаются её особенности. Вступление должно быть коротким, интересным, привлекающим внимание слушателей, можно использовать факты-примеры, ссылки на мнение авторитетов, аналогии, критические оценки. Начать рассказ можно с неожиданной фразы, например, цитаты из книги. Всё, что планируется сказать, должно быть написано. Кратко даётся оценка книги – понравилась или не понравилась, заинтересовала, произвела впечатление, развеселила или показалась полезной и назидательной. Затем осуществляется плавный переход к рассказу о первом документе.

В основной части даётся характеристика самих документов. Насколько важна тема, затронутая автором? Актуальны ли проблемы, которые  были подняты в произведении? Рассказывая о книге, не надо её пересказывать. Обязательно нужно выразить своё отношение к героям и их судьбам,  отметить особенности книги: возможно, это произведение написано очень интересным языком, а может, вам понравились забавные диалоги, красивые описания природы, необычное построение сюжета, трогательная история, читая которую, вы не смогли сдержать слёз, – все это нужно отметить. В обзоре следует чередовать разные приёмы: они должны быть и простыми, и более сложными, серьёзными и развлекательными. Такое чередование полезно, как некоторая разрядка для слушающих детей. Если библиотекарь замечает, что содержание обзора утомило учащихся, он может прибегнуть к приёмам, которые несколько оживят, развлекут аудиторию, задать интригующие вопросы, показать интересный иллюстрирующий материал, выразительно прочесть текст из книги.     Нет ничего хуже, чем пересказывать аннотации к книге. Прочитать всё нет возможности и необходимости. О непрочитанной книге лучше сказать примерно следующее: «Я ещё не успела прочитать её, судя по аннотации (предисловию, послесловию, рецензии на книгу, отзывам других читателей), в ней говорится о…, она затрагивает проблемы…, автор обращается…». Но нельзя рассказывать о книге слишком подробно, иначе слушателя ждёт некоторое разочарование: всё уже пересказано, а стоит ли читать?

Заключительная часть (или концовка) обзора содержит обобщение рассказанного о книгах, советы, как читать рекомендуемую литературу. Очень важно, чтобы конец обзора воспринимался детьми как естественно вытекающие выводы из всего сказанного, нацеливающие на чтение. И это самое трудное из того, чего требует методика обзора, – в заключение дать так называемую «установку на чтение»: «когда будете читать, попытайтесь ответить на вопрос…». В заключение называются выходные данные (место и год издания) всех перечисленных в обзоре документов.

продолжение здесь

Дата последнего обновления страницы 12.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»