Путешествие-квест «Права детей»
Цели:
в игровой деятельности познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка;
способствовать формированию у учащихся стремления понять этот документ.
Оборудование:
Текст Конвенции о правах ребёнка;
Декорации и костюмы для инсценировок;
Рисунки с изображением сказочных героев;
Маршрутные листы;
Выставка литературы.
Место проведения: парк.
Длительность игры: 80 минут.
Подготовка к игре: класс делится на команды по 5-6 человек; команды продумывают название и девиз, которые должны соответствовать теме игры; каждая команда получает маршрутный лист (см. приложение), в соответствии с которым путешествует по сказочным станциям.
Ход игры
В начале игры команды строятся на линейку. Ведущий раздаёт маршрутные листы и объясняет условия игры-путешествия от одной сказочной станции к другой. Время нахождения на каждой станции не должно превышать 15 минут, и все команды должны двигаться строго по своему маршрутному листу.
Станция 1.
«Право на жизнь»
Ведущий: В Конвенции о правах ребёнка записано, что « главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство, которое называлось Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровым государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живёт. А если родился слабым, больным – бросить его со скалы.
Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. (Ответы учащихся)
Ведущий: Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А. В. Суворов, родился слабым, больным ребёнком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
А сейчас посмотрите сценку и вспомните название сказки и ее автора.
Инсценировка по «Сказке о мёртвой Царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина
У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит Царица и любуется своим отражением. Перед ней ларец с украшениями.
Царица: Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце: Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее. (Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьет по зеркальцу рукой.)
Царица: Ах ты мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли? (Сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка.)
Зеркальце: А Царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее. (Музыка стихает. Царица бросает зеркальце под лавку, топает ногами, кличет служанку.)
Царица: Эй, Чернавка! (Входит девушка, смирно склонив голову.) Ведь Царевну в глушь лесную и, связав её живую, под сосной оставишь там, на съедение волкам. (Девушка, покланявшись, уходит. Царица радостно потирает руки.)
Ведущий: Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…
Царевна: Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя!
Ведущий: Та, в душе её любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…
Чернавка: Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.
Ведущий: Вспомнили название сказки? А кто её автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна?
Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, Царевич Елисей, да сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребёнка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет право лишить ребёнка жизни. Право на жизнь записано в Конвенции о защите правах ребёнка и законах России, и все обязаны соблюдать это право.
Давайте с вами попытаемся в рисунках передать содержание Конвенции.
Как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»? (ведущий оценивает ответы и рисунки детей, заполняет маршрутный лист)
Станция 2.
«Право на защиту государства от всех форм физического и нравственного, психологического насилия, грубого отношения или эксплуатации»
Вбегают 2 разбойника. Одеты в лохмотья, «вооружены до зубов». Поют разбойничью песню из мультфильма «Бременские музыканты».
1-й разбойник: Кажется, это здесь, Боб, посмотри как много детей.
2-й разбойник Верно, Джон, это здесь.
1-й разбойник: Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы и шоколад есть, красота!
2-й разбойник: Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба Яга, Бармалей, змей Горыныч или злая Мачеха?
1-й разбойник: Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.
Ведущий: Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их планы! Они хитрые – могут и силой вас похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь.
Что вам нужно делать, как вы думаете?
Итак, на угощение, лучше не смотреть. Если вас пытаются увести силой, то кричите: «Помогите, я не знаю этого человека». А похитителями могут быть не только страшные разбойники. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.
(Разбойники подходят к детям, предлагают угощения и ласково зовут с собой)
Разбойники: Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребята! Пойдёмте с нами, у нас целый магазин сладостей!
Дети: Мы вас не знаем! Мы не пойдём с вами!
Разбойники: Вот вы какие! А мы вас силой возьмём, вон у нас какие пистолеты!
Дети: Помогите! Мы не знаем этих людей!
Разбойники: Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдём. (Собираются уходить.)
Ведущий: Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!
Разбойники: Мы хорошие, мы ничего не сделали!
Ведущий: Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребёнка записано, что государство защищает ребёнка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в милицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить.
Итак, подведём итог. В Конвенции о правах ребёнка записано, что никто не имеет право издеваться над детьми, никто не имеет право похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу. Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо буде вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу?
Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать всё взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.
(Ведущий заполняет маршрутный лист)
Станция 3.
«Право на защиту от разлучения с родителями»
Ведущий: Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были насильно разлучены с родителями.
Дети: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Снежная королева».
Ведущий: Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой? Кто поможет вам, если случится беда? (ответы детей)
Ведущий: Итак, подведём итог. Никто не имеет права разлучить ребёнка с родителями без серьёзных на то оснований.
Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребёнка.
С детьми часто обращаются несправедливо, порой жестоко. Поэтому чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ – «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей.
Завершение игры
Пройдя все станции, команды сдают свои путевые листы жюри, которое состоит из актёров, играющих в сценках. После подсчёта баллов ведущие объявляют победившую команду. Кроме того, члены жюри на станциях определяют учащихся, достигших высоких результатов в изучении Конвенции о правах ребенка. В заключение игры проводится награждение победителей ценными подарками.
Маршрутный лист
Команды: (название команды) ________________________
Название станции
Кол-во баллов
Наиболее отличившиеся ребята
1. Право на жизнь
2. Право на защиту от всех форм насилия
3 .Право на защиту от разлучения с родителями
4. Всего баллов